Кто такие зихи? И какое к ним отношение имеет один из апостолов Христа? И причём поселок Новомихайловский?
Сейчас узнаете.
Маршрут этот не долгий и не длинный, но очень глубокий. Копать будем вглубь времён. От советских лет к началу нашей эры. Начнем в музее Кубанской истории, где узнаем, как осваивалось побережье в 19 веке первыми казаками-переселенцами. Посетим армянскую церковь Святого Николая Чудотворца - покровителя моряков и путешественников. Затем пройдем по берегу вдоль центрального пляжа к мысу Бескровного и поднимемся в Никопсию, покоящуюся под культурными слоями: Советов, царизма, османов, византийцев и зихов. Увидим место, где апостол Симон Кананит построил первую христианскую церковь и словом возжигал любовь к Иисусу в сердцах древних зихов.
Маршрут кольцевой, протяжённостью 5 километров
Продолжительность трека до 4 часов.
Сложность: подходит для семейного участия
Программа маршрута:
- музей Кубанской истории находится в посёлке Новомихайловский в нескольких минутах ходьбы от автостанции, на улице Мира, 73
- от музея выходим к центральному пляжу и через территорию оздоровительного комплекса «Торнадо» поднимаемся к армянской церкви Святого Николая Чудотворца
- спускаемся к пляжу и вдоль берега направляемся к мысу Бескровного
- подъем по лестнице на мыс, осмотр руин древней крепости
- возвращение в поселок Новомихайловский вдоль пляжа
Музей Кубанской истории
Музей открыли всего несколько лет назад в здании штаба местного казачьего общества. Местные жители - потомки первых казаков-поселенцев помогли собрать экспонаты. Из них воссоздали часть казачьей хаты с мебелью и убранством. Также в музее представлены форма, оружие, символика войска, национальная одежда казаков и казачек, фотографии. Это малая часть истории земель, на которых стоит поселок. Охватывает около полутора сотен лет.
Поселок Новомихайловский был образован 1864 году и представлял собой станицу с дорожной станцией, где можно было путешественникам безопасно остановиться на ночлег, поесть и дать отдых коням. По окончании столетней Кавказской войны черноморское побережье Кавказа от Новороссийска до Аджарии стало частью Российской империи . Черкесы, потомки зихов, были оттеснены далеко в горы, но набеги на малые поселения казаков вдоль прибрежной дороги совершали. Чтобы окончательно здесь закрепиться нужно было заселить эти места. А для этого - построить дороги и проложить связь.
В справочнике и путеводителе по Черноморской губернии 1904 года издания «деревня Ново-Михайловская, расположенная по дну реки Нечепсухо» описана как «засевшая в тесном ущелье и состоящая из длинной вереницы дворов и двориков с деревянными хатами под дранковыми кровлями. Сообщение с Джубгою было крайне затруднительно, а от Туапсе, если не считать тропы или дороги над урезом волн под утесами морского берега, была совсем отрезана. Живя из года в год сбором плодов из оставшихся от горцев садов, а также лесных каштанов, земледелием станицы эти почти не занимались.»
А еще добавьте к этим напастям бушевавшую вплоть до конца 19 века на побережье малярийную лихорадку, убивавшую поселенцев целыми семьями.
Но впечатление о необжитости этих мест обманчиво. Удобная бухта, позволявшая укрыться судам от непогоды, скалистые мысы с широким обзором не одно тысячелетие было лакомым куском черноморского побережья. Достоверно известно, что на территории современного поселка находили предметы времен Хазарского царства (6-9 века), сарматские захоронения (3 век до нашей эры), древнегреческие артефакты и византийские монеты, что свидетельствует о богатой истории этой земли. Согласно местным легендам Новомихайловский стоит на руинах древнего города Старая Лазика. О самом этом городе практически не осталось свидетельств. Но герб поселка с тремя башнями, одна из которых с крестом, намекает на связь со Старой Лазикой и оплотом христианства - крепостью Никопсия, столицей Зихского царства, простиравшегося от современного Новороссийска и до Абхазии.
В начале 20-го века строительство Новороссийско-Сухумского шоссе протяженностью 530 километров оживило эти места. Высокопоставленные чины и просто состоятельные люди стали покупать прибрежные земли и строить на них поместья, дома для сезонного отдыха и просто дачи близ городов. А в 1915 году пошли поезда в Туапсе через Армавир. Что несомненно сказалось на общем благополучии всего региона и прибрежных сел в частности.
Музей Кубанской истории создан на общественных началах, поэтому вход бесплатный. Работает в будние дни.
Можно сделать фото на память в национальной казацкой одежде.
Армянская церковь Святого Николая Чудотворца
Армяне в этом регионе обосновались довольно давно. Примерно в середине 18 века. В начале двадцатого сюда хлынули беженцы из Турции, спасаясь от геноцида, спасая свою веру и детей. Селились в основном в горах небольшими этническими сёлами. В советское время даже был Армянский район с административным центром Шаумян.
Несколько лет назад местный предприниматель на территории своего оздоровительного комплекса построил церковь Святого Николая Чудотворца - покровителя путешественников и моряков. Трехкупольный храм возведен по всем канонам Армянской Апостольской церкви - строгое здание из розового туфа. Рядом - поклонный крест хвачкар. Отсюда открывается изумительный вид на бухту.
В церкви есть своя святыня - Евангелие 1786 года. Древняя книга происходит из Западной Армении. Во время геноцида ее спасли обычные люди. С этим Евангелием связана любопытная традиция: каждый владелец книги оставляет в ней послание для следующего владельца.
Армянская церковь - одна из древнейших христианских общин. После смерти Иисуса его апостолы отправились в разные страны, неся слово божие народам. В Армению с этой миссией отправились святые апостолы Варфоломей и Фаддей. В 301 году Армения первой приняла христианство в качестве государственной религии.
Тем же путем спускаемся к пляжу, и вдоль берега направляемся к мысу Бескровного. Где прикоснемся к останкам стен Никопсии - крепости ранних христиан.
Никопсия- место жизни и смерти апостола Симона Кананита.
Мыс Бескровный и поселок Бескровный названы по имени землевладельцев дворян Бескровных. Генерал Бескровный был одним из первых поселенцев в конце 19-го века. При строительстве особняка нашли остатки крепости, храма и других строений. Из самых крупных камней и блоков сложили стены имения. При обустройстве сада обнаружили курган, а в нем каменную плиту. На ней была изображена целая картина: лес, здание с крестом, фигура человека в длинном одеянии и треугольном уборе на голове, и рядом крест. Находка оказалась ценной. По одной из версий фигура лежащего принадлежит убитому Симону Кананиту, а картинка полностью описывает смерть апостола и разрушение храма, который он построил. Сейчас плита находится в музее в Санкт-Петербурге.
По преданию сводный брат Иисуса Христа Симон Кананит прибыл в столицу Зихского царства Никопсию, основанного на месте древнего города Старая Лазика. Построил на вершине мыса храм. Рассказывал зихам о бессмертии души, о единобожии. В своих проповедях он был очень убедителен, и тем самым приводил язычников к Христу. Согласно житию, апостол в 55 году нашел здесь свою смерть и был похоронен. Так Никопсия стала христианским светочем в землях древних зихов.
В мифах адыгов говорится об удивительной стране - Зихии и о божественном цивилизаторе по имени Созерис. Он в незапамятные времена насадил первые сады и виноградники, посвятив кавказских горцев в тайны земледельческого мастерства. Научил как превращать дикие деревья в культурные, плодоносные. И на протяжении многих веков зихи создавали бескрайние сады на своих землях. Академики Мичурин и Жуковский писали, что именно здесь находилась древняя прародина основных плодовых культур всей Евразии. И древние зихи обучали садоводству даже античных эллинов. Вплоть до 19 века адыги обладали уникальными практиками селекции, методично превращая свою землю в один сплошной прекрасный сад.
Но вернемся к Никопсии. Эти древние стены видели и пережили много периодов подъема и упадка. Почти три века Никопсия была центром христианства под покровительством Константинопольской епархии. Затем перешла во владение Византии.
В пятнадцатом веке Северное причерноморье было покорено Османской империей. На месте Никопсии турки основали крепость Дузу-кале (соленая).
Во время строительства детского лагеря «Альпинист» бульдозером смахнули вниз все «пережитки прошлого»: усадьбу Бескровного, остатки турецкой крепости Дузу-кале и руины христианской епархии Никопсия. На склоне и сейчас можно найти осколки древних амфор и кувшинов.
Несмотря на столь богатую историю, эдакий зихско-османо-царско-советский пирог, централизованные раскопки здесь так и не проводилось.
Форма одежды спортивная, обувь удобная, закрытая. Приятных впечатлений!