В Туапсинском районе есть село с человеческой фамилией Терзиян. Более 150 лет назад амшенские армяне основали среди невысоких гор хутор. И назвали его в честь первого переселенца Акопа Терзияна. Хорошо прижились на новом месте, обустроились, обзавелись крепкими хозяйствами. Люди здесь - открытые, хлебосольные. Особенно отличаются старики, прошедшие военные и послевоенные тяготы. В них чувствуется душевность и искренность.
Несмотря на 21 век, сельчане живут уединенно и самобытно. В селе нет интернета и почти не ловит сотовая связь. Ведь село находится на высоте 374 метра над уровнем моря. Но терзиянцы считают, что это совсем не плохо. Всегда есть чем заняться. Живут в основном своим хозяйством, огородами и садами. Держат коров, овец, коз, разную птицу.
Местный клуб - очаг села: кружки для детей и взрослых, спортивные секции и самодеятельность. По праздникам проходят торжественные концерты, подготовленные собственными силами.
Последние годы в Терзиян часто приезжают этнографические экспедиции. Чем же их притягивает затерянное в горах село?
Давайте разбираться.
Маршрут протяжённостью 4,7 километра
Продолжительность трека 6 - 7 часов.
Сложность: подходит для семейного участия.
Программа маршрута:
- туристический лагерь «Застава» в х.Терзиян на улице Шаумяна, 10- братская могила павших воинов - 1,5 км
- братская могила - памятник «Воинам Терзияна» на улице Каштановой - 1,5 км
- памятник «Воинам Терзияна» - экспозиция Дома культуры Октябрьский на улице Октябрьской, 14 - 0,6 км
- экспозиция ДК Октябрьский - туристический лагерь «Застава» - 1,1 км
Село Терзиян. Как все начиналось
Во второй половине 19 века, после Кавказских войн, Российская империя приросла причерноморскими землями. Нужно было осваивать и заселять их. Для этого правительство стремилось привлечь в свое подданство христианские народы, в том числе и армян, оказавшихся на захваченных турками землях. Первым переселенцам осваиваться на новом месте было чрезвычайно трудно. Густые чащи лесов и кустарников, болота требовали невероятного труда. Многие умерли от свирепствовавшей на этих землях малярии. Но амшенские армяне оказались наиболее приспособленными к новым местам, так похожими на их родину.
Селились в основном в горной местности, и довольно густо. В советское время в Туапсинском районе был даже Армянский национальный район.
Село Терзиян носит имя первого переселенца из Турции Акопа Терзияна. И вот уже 5 поколений его потомков проживает здесь.
По официальным сведениям хутор основан в 1878 году. А по сведениям общественной организации «Амшен» на 10 лет раньше. Но старинные захоронения указывают на более раннее время поселений - начало 19-го века. Примерно в то время, когда Восточная Армения вошла в состав Российской империи.
Всего было 3 волны переселений. Первая считается во второй половине 19 века. Вторая - в 1915 году, когда на территориях, подвластных Османской империи, случился геноцид армян. А те что остались, либо не пережили армянской резни, либо приняли ислам. Третья волна пришлась на землетрясение в Спитаке, война в Нагорном Карабахе, затем в Абхазии.
Амшенцы - особый субэтнос армянского народа. Говорят на малопонятном диалекте, изобилующим архаизмами. Среди них самое большое, в сравнении с другими группами армян, количество голубоглазых и светловолосых людей. Проживая в Амшене по соседству с понтийскими греками и вдали от соотечественников, амщенцы сохранили христианское вероисповедание и соответствующий ему фольклор. Отголоски старинных традиций и обычаев сохранились в быту, языке и культуре амшенских армян Терзияна.
Национальный характер
Осенью 1942 года село и близлежащие хутора фашистская авиация бомбила нещадно. В период Туапсинской оборонительной операции волна боев прокатилась по горам. Споткнувшись на Терзияне, вражеские войска обтекли подковой село, направляясь дальше. Ни один немец не ступил на эту землю. Тогда здесь было три десятка дворов. Тяжелые бои вынудили сельчан уйти в горы. В адыгейских аулах приютили беженцев. Четыре месяца длилась оборона, пока советские войска не выбили врага из Туапсинского района.
При въезде в Терзиян стоит памятник, состоящий из двух стел. Одна с фамилиями односельчан, погибших на фронте. Менее века назад осевшие здесь амшенцы, считали эту землю родиной и не могли поступить иначе. 63 человека отправились на войну, и лишь единицы вернулись домой. Вторая - воинам 18 армии, павшим защитникам села. Братская могила расположена рядом с монументом. На мемориале изображена женщина и солдат. В истории медсестры Антонины: война, самоотверженный труд, спасённые жизни ценою своей. Благодарность потомков - сохранение этой памяти спустя десятилетия.
После войны в селе осталось домов пять, нашпигованная металлом земля да старики, женщины и дети. Работали к колхозе, леспромхозе, сдавали в заготпункты лесную кислицу, дичку и каштаны. Потихоньку отстроили село, школу, фельдшерский пункт. На въезде поставили маленький храм по всем канонам апостольской церкви.
Сегодня в Терзияне проживает около 200 человек. Молодежь в селе не задерживается - работы нет. Местную школу переоборудовали в сельский клуб. А детей возят в соседний Гойтх на учебу.
Городским жителям сложно представить всю сложность быта отдалённого горного села. Без газа, центрального водопровода, с печным отоплением. Из всех благ цивилизации - стационарый телефон, электричество и фельдшерский пункт.
Интересно, что амшенские армяне называют себя местными, а ереванских - приезжими. У них существуют отличия в языке, культуре, традициях и менталитете. Амшенцы за два столетия значительно ассимилировались в русской среде и с другими народами, проживающими в регионе. Способность быстро адаптироваться в новой среде, трудолюбие и коммуникабельность помогли армянам быстро прижиться на новой земле. Сохранить себя как нацию. Испытания не очерствили и не озлобили их. Природное добродушие и открытость ярко проявляются в гостеприимстве.
В течение десятилетий старшие передавали молодым все то, что является национальной ценностью. Обычаи предков ярче всего проявляются в праздниках. Многие из них связаны с значимыми христианскими и семейными событиями. Например, в проведении свадеб много символических ритуалов и традиций.